рекомендациии для родителей по подготовке к школе ребенка

Уважаемые мамы и папы!
Приближается то время, когда ваш ребенок будет носить гордое звание первоклассника. И в связи с этим у вас, как у родителей возникает масса волнений и переживаний: где и как подготовить ребенка к школе, нужно ли это, что ребёнок должен знать и уметь перед школой, в шесть или семь лет отдать его в первый класс и так далее.
Универсального ответа на эти вопросы нет – каждый ребенок индивидуален. Некоторые дети уже в шесть лет полностью готовы к школе, а с другими детьми в семь лет возникает много хлопот. Но одно можно сказать точно – готовить детей к школе обязательно нужно, потому что это станет отличным подспорьем в первом классе, поможет в обучении, значительно облегчит адаптационный период.




УЧИМСЯ ЧИТАТЬ
http://www.uaua.info/ot-3-do-6/razvitie-ot-3-do-6/article-36643-uchimsya-chitat-poleznye-sovety-roditelyam-doshkolnika/


  






Критерии готовности к школе
1. физическая;
2. интеллектуальная;
3. социальная;
4. мотивационная.
1. Физическая готовность - это такой уровень развития всех систем организма, при котором ежедневные учебные нагрузки не вредят ребёнку, не вызывают у него чрезмерного напряжения и переутомления. У каждого ребёнка свой, вполне определенный, адаптивный ресурс, и закладывается он задолго до поступления ребёнка в школу. При выборе школы и школьной нагрузки необходимо обратить внимание на группу здоровья, заключения врачей, заболевания ребёнка (Хорошо ли ребёнок видит, слышит, развита ли у него координация моторных навыков, может ли он играть в мяч, прыгать, бегать, может ли спокойно посидеть в течение некоторого времени, выглядит ли ребёнок здоровым, бодрым).                                                                         
2. Интеллектуальная готовность включает багаж знаний ребёнка, наличие у него специальных умений и навыков (умения сравнивать, обобщать, анализировать, классифицировать полученную информацию, иметь достаточно высокий уровень развития второй сигнальной системы, иначе говоря, восприятия речи). Умственные умения могут выражаться и в умении читать, считать. Однако читающий и даже умеющий писать, ребёнок вовсе не обязательно хорошо подготовлен к школе. Гораздо важнее научить дошкольника грамотному пересказу, умению рассуждать и мыслить логически.                                                                                                                
3. Социальная готовность – это настрой ребёнка на работу и сотрудничество с другими людьми, в частности взрослыми, принявшими на себя роль учителей-наставников. Имея данный компонент готовности, ребёнок может быть внимателен на протяжении 30-40 минут, может работать в коллективе. Привыкнув к определенным требованиями, манере общения педагогов, дети начинают демонстрировать более высокие и стабильные результаты учения.                                                                                         
4. Мотивационная готовность предполагает обоснованное желание идти в школу. В психологии различают разные мотивы готовности ребёнка к школе: игровой, познавательный, социальный. Ребёнок с игровым мотивом («Там много ребят, и можно будет играть с ними») не готов к обучению в школе. Познавательный мотив характеризуются тем, что ребёнок хочет узнать что-то новое, интересное. Это наиболее оптимальный мотив, имея который, ребёнок будет успешен в первом классе и в период обучения в начальной школе. Социальный мотив характеризуется тем, что ребёнок желает приобрести новый социальный статус: стать школьником, иметь портфель, учебники, школьные принадлежности, своё рабочее место. Но не следует отталкиваться от того, что только познавательный мотив – самый основной, и если ребёнок этого мотива не имеет, то он не может идти учиться в школу. Кстати педагоги начальной школы ориентированы на игровой мотив и во многом свою деятельность, и процесс обучения осуществляют, используя игровые формы.                                                     Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребёнка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг её не одолеть, даже если малыш посещал детский сад, подготовительные курсы. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребёнка.
Он должен привыкнуть:
- к новому педагогу;
- к новому коллективу;
- к новым требованиям;
- к повседневным обязанностям.
И каждый без исключения ребёнок проживает процесс приспособления к школе (процесс адаптации). И естественно, чем больше у ребёнка есть нужных умений, качеств, тем быстрее он сумеет адаптироваться. Но для некоторых детей школьные требования оказываются слишком трудны, а распорядок слишком строг. Для них период адаптации к школе может быть травмирующим. С какими же проблемами сталкиваются в это время первоклассники? Откуда берутся эти трудности? И можно ли их избежать? Многих трудностей можно избежать, если вовремя обратить на них внимание. Большинство истоков возможных школьных сложностей и неприятностей нередко скрываются в дошкольном детстве.
Причины:
Родители ребенка до 6 -7 - летнего возраста:                                                        
- не так часто обращают внимание на развитие малыша («да успеет ещё научиться, для этого школа есть!»),                                                                     
- не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем пройдет…»),                                          
  - на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»),                                                                                    
- не обучают ребёнка управлять своими эмоциями, поступками, подчиняться требованиям с первого раза.     
В результате чего у детей оказываются не сформированы важные компоненты школьной готовности.                                 Дети очень нуждаются в поддержке, поощрении, похвале со стороны взрослых, они стремятся быть самостоятельными. К школьным неврозам могут приводить на первый взгляд безобидные стереотипы родительского поведения. Попробуем предугадать, каким может быть внушающий эффект некоторых фраз для ребёнка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребёнка могут стимулировать такие стереотипы воспитания:
 - «Вот пойдёшь в школу, там тебе…» «Ты, наверное, будешь двоечником!» (Могут вызвать чувство тревоги, неверия в свои силы, утрату желания идти в школу.)
- «Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником!» (крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе.)
- «Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось!» (родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребёнка, часто такой непосильный психологический груз приводит ребёнка к неврозу.)
- «Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно?» (Не ставьте перед ребёнком невыполнимые цели, не толкайте его на путь заведомого обмана.)
- «Попробуй мне только ещё сделать ошибки в диктанте!» (У ребёнка под постоянной тяжестью угрозы наказания могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиваться комплекс неполноценности). Не надо заставлять своего ребёнка заниматься, ругать за плохо выполненную работу, а лучше найти в его работе хорошо выполненный фрагмент, пусть даже самый маленький, и похвалить его за выполненное задание. Важно, чтобы ребёнок постепенно втягивался в интеллектуальную деятельность и сам процесс обучения становился для него потребностью.
 ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ:
1. Своё имя, отчество и фамилию.                                                                  
2. Свой возраст (желательно дату рождения).                                                        
3. Свой домашний адрес.                                                                                    
4. Свой город, его главные достопримечательности.                                           
5. Страну, в которой живёт.                                                                                     
6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию.                                     
7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года).                                          
8. Домашних животных и их детёнышей.                                                               
9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей.                                                                                                                
10. Транспорт наземный, водный, воздушный.                                                 
11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды.                                                                         
12. Знать и уметь рассказывать русские народные сказки.                                   
13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал.                                          
14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая - левая сторона, верх- низ и т.д.)                                                                  
15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке.           
16. Запомнить и назвать 6-10 картинок, слов.                                              
17. Различать гласные и согласные звуки.                                                       
18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков.                   
19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.)             
20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов.    
21. Свободно считать до 20 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 20. Соотносить число предметов и цифру. Усвоить состав чисел: 2,3,4,5. Читать простейшие математические записи.                                         
22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут).                     
23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя.

Рекомендации для родителей будущих первоклассников, которым необходимо следовать на этапе подготовки, чтобы не отбить у ребенка желание учиться.
- Будите ребенка спокойно, проснувшись, он должен увидеть вашу улыбку.
- Не подгоняйте с утра, не дергайте по пустякам.
- Пожелайте ребенку удачи, подбодрите - у него впереди трудный день.
- После школы, не обрушивайте на ребенка тысячу вопросов, дайте расслабиться.
- Выслушав замечания учителя, не торопитесь устраивать ребенку взбучку. Всегда нелишне выслушать «обе стороны» и не торопиться с выводами.
- После школы не торопитесь садиться за уроки, необходимо два-три часа отдыха (а в первом классе хорошо бы часа полтора поспать) для восстановления сил.
- Не заставляйте делать все уроки в один присест, после 15-20 минут занятий необходимы 10-15 минутные «переменки», лучше, если они будут подвижными.
- Во время приготовления уроков дайте возможность ребенку работать самому.
- Выработайте единую тактику общения всех взрослых в семье с ребенком, Если что - то не получается, посоветуйтесь с учителем.
- Будьте внимательны к жалобам ребенка.

Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе.
- Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.
- Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.
- Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.
- Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.
- Приучайте ребёнка к самостоятельности.
- Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.
- Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
Список литературы:
Критерии готовности к школе.
Иванова Е. Готовим ребенка к школе: практические советы родителям.
Шульгина А. 10 заповедей для родителей первоклассников. / Здоровье женщины. – 2007.- № 10. - С.54-57.
Бабаева Т. И. «У школьного порога».
Гуткина Н. И. «Психологическая готовность к школе».
Ковалёва Е., Синицына Е. «Готовим ребёнка к школе».
Мир дошкольника: «Вопросы и ответы» составитель Г. К. Кислица и др.
Монина Г. Б., Панасюк Е. В. «Предшкольный бум или что нужно знать родителям будущего первоклассника».
Нартова С. К., Мухортова Е. А. «Скоро в школу! Увлекательная подготовка детей к первому классу».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Поиск по этому блогу